Чем определен порядок защиты прав потребителей?

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:

Порядок защиты прав потребителей установлен Законом РФ «О защите прав потребителей».


Что необходимо делать в случае приобретения товара (работы, услуги) ненадлежащего качества?

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.


Каковы сроки обращения с заявлениями о защите прав потребителей?

Потребитель может обратиться к продавцу (изготовителю, импортеру) в случае обнаружения недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если такие сроки не установлены, то в разумный срок в течение 2 лет со дня получения товара потребителем.


В какие органы необходимо обращаться при нарушении прав потребителя?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере защиты прав потребителей.

Также компетенцией по рассмотрению обращений граждан в сфере защиты прав потребителей наделены органы местного самоуправления. Защитой прав потребителей могут заниматься и общественные объединения.

Кроме того, согласно действующему законодательству защита прав потребителей осуществляется судом. Судебная защита нарушенных прав является наиболее эффективной.


Каков порядок обращения с заявлением о защите прав потребителей?

Заявление в Роспотребнадзор может быть подано в письменной форме, форме электронного документа, устно. В обращении обязательно необходимо указывать: кем и каким образом нарушены права потребителя.

Исковое заявление в суд подается в письменной форме. К исковому заявлению прилагаются все документы, подтверждающие нарушение прав потребителя. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.


Подлежит ли возмещению вред, причиненный потребителю?

Потребитель вправе в судебном порядке требовать от продавца, производителя либо исполнителя услуг возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного товаром (рабой, услугой) ненадлежащего качества.

Помимо имущественного ущерба потребитель также вправе потребовать компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушений прав потребителя, причиненные убытки.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.


Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителей?

За нарушение прав потребителей продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Дополнительно: Памятка по защите прав потребителей